Аннотации:
Дисциплина предназначена для освоения многообразия форм философской мысли в истории человеческой культуры и в системе философского знания, а именно – особенностей мусульманского мировоззрения на примере средневековой арабской философи. В рамках данной дисциплины дается общая характеристика особенной мусульманской цивилизации, рассматриваются основные школы арабо-мусульманской философии классического периода, разбираются ходы мысли и постановка проблем характерные для данного направления философии, рассматривается рецепция арабскими мыслителями античной модели рациональности и некоторых концепций и положений, уделяется внимание вопросу о заимствовании ряда проблем и концепций средневековой западной и еврейской философской и религиозной мыслью.
Дисциплина дает представление о классическом периоде, начинающемся спустя приблизительно сто лет после возникновения ислама, за которые новое мировоззрение овладело умами. За это время исламское государство распространилось на территориях Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, включив в свою орбиту народы, испытавшие значительное влияние философского наследия античности и исповедовавшие зороастризм, христианство, гностицизм. Эти факторы оказали свое воздействие на зарождение теоретической рефлексии в арабо-исламском мире, но она не сводится к сумме внешних влияний и заимствований.
Таким образом дисциплина направлена на изучение внутренней сущности арабской философии, определяемой как общим характером философии, так и особенностями классической арабо-исламской культуры и не замыкается на внешних критериях совпадения с вопросами, поставленными античной философией. При таком подходе арабская философия оказывается представленной пятью основными течениями: каламом, арабоязычным перипатетизмом, исмаилизмом, ишракизмом (иллюминативизм) и суфизмом (исламский мистицизм). Существует общий для названных пяти течений и школ блок проблематики. Он включает в себя вопросы метафизики (Первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования/несуществования и соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и Первоначалу). Этому проблемному полю, способу постановки задач в его пределах и их разрешению посвящен предлагаемый спецкурс.
К моменту начала изучения дисциплины обучающийся должен уметь ориентироваться в хронологических рамках западно-европейской истории, владеть знаниями по предшествующим курсам истории философии «Философия Античности», «Религиоведение», «Философия религии», знать и понимать основные философские термины, пояснять теоретические закономерности и социальные нормы на исторических примерах примерами, владеть базовым уровнем истории философии со знанием ключевых персоналий античной и средневековой истории философии, базовых проблем истории философии и философии религии.
Дисциплина является значимой при подготовке профессионального философа. Она развивает и дополняет представления для успешного оперирования философским знанием и развивает компетенции профессионального философа. Является необходимым звеном для усвоения дисциплин историко-философского круга.