Аннотации:
В статье анализируется соотношение взглядов постмодернизма (философия) и субъектно-деятельностного подхода (психология) на категорию субъекта. Постмодерновский взгляд на субъекта можно назвать негативистским, так как подвергается сомнению субъектная автономность – субъект зависит от оков цивилизации, от власти бессознательного, вследствие чего теряет свою идентичность и способность к активному и творческому преобразованию мира. Представители субъектно-деятельностного подхода, наоборот, утверждают творческую преобразовательную активность субъекта, а значит, и его существование как деятельного и сознающего существа. Взгляды обоих подходов на категорию субъекта во многом различны, и невозможно примирить между собой их мнения. Однако в отдельных аспектах мы видим некоторую преемственность во мнениях, которая находит свое место где-то посередине между разными полюсами, один из которых принимает субъекта в его осознанности, свободе и целостности, а другой отвергает его, находя в нем лишь бессознательность, тотальную детерминированность и множественность.
Описание:
In this article are analyzed the correlation of the views at the postmodernism (philosophy) and the subject-doing direction (psychology) at the category “subject”. The postmodern view at the subject can be called as negativistic because of the lost freedom of the subject – the subject depends on the hedges of civilization, the power of unconsciousness and as a result he loses his identity and possibility to active and creative recreation of the world. The subject-doing direction scientists say about the active and creative role of the subject which demonstrates his active-doing and conscious being. The both points of view at the category “subject” are mainly different, and it’s rather difficult to connect them. Anyway, we can see a kind of integrity of these opinions, which take a place between two different views: the first one looks at the conscious, free and integrative subject, the second one denies (или reject) subject’s being, saying about it’s unconsciousness, total determination and multiplicity.