Peculiarities of social interactions in children with impaired vision aged from 7 to 11 was studied by the example of cooperation during common drawing. We applied the idea «learning from catalogue»: behavioural flexibility is displayed in the fact that subjects learn to select quickly and to manipulate with persistent behavioural patterns in iterant situations. The set of behavioural patterns typical for children with impaired vision was described. Сhildren with impaired vision are disposed to apply only few their habitual patterns. They more rapidly learn to manipulate different patterns in dependence on current situations if there are children without vision deficiencies in the groups.
Исследовалась специфика коммуникации детей с ослабленным зрением на примере ситуации сотрудничества при создании общего рисунка. В качестве основного инструмента исследования использовался метод выявления поведенческих стереотипов и динамики их проявления, в зависимости от индивидуального опыта, в том числе и связанного с социальными взаимодействиями. Была использована идея обучения «из каталога», состоящая в том, что элементы гибкого поведения в повторяющихся ситуациях могут проявляться в виде более или менее оперативного манипулирования готовыми поведенческими моделями. Выделен ряд поведенческих стереотипов, характерных для детей с ослабленным зрением, ранжированных по шкале «дистанция в контакте», и стереотипы, характерные для детей без зрительных нарушений. Дети с ослабленным зрением склонны к использованию малого числа привычных стереотипов. Они быстрее обучаются манипулировать разными стереотипами в зависимости от текущей ситуации, если в группах присутствуют дети без нарушения зрения.