В статье рассматриваются проблемы взаимодействия кочевого населения Центральной Азии и Китая. В центре нашего внимания концепция «биполярного мира» Т. Барфилда – генерализированная схема взаимоотношений номадов и Китая с конца III в. до н. э. и до XVII в. н. э. Признавая заслуги Т. Барфилда в систематизации истории сосуществования кочевников и Поднебесной, автор статьи на примере Первого Тюркского каганата показывает недостатки теории применительно к конкретно-историческому материалу. В частности отмечается, что в возникновении тюркской империи главную роль играли эндогенные факторы, а биполярная система возникла только через 20 лет после провозглашения каганата. При этом расцвет военно-политического могущества тюрков был следствием не централизации Китая и роста его ресурсов, а разделения Поднебесной на несколько царств или кризисов Суй и Тан. В результате установлено, что «биполярная система» Т. Барфилда может выступать только как одна из моделей взаимодействия Китая и кочевников, имевшая разные альтернативы.
The paper deals with the problems of interaction of nomadic population of Central Asia and China. We bring to light the conception of «bipolar world» of T. Barfield which is a generalized description of nomads’ relations and China from the end of III century BC till XVII c. AD. The author both recognizes all merits of T. Barfield in systematization of nomads and the Celestial Empire coexistence and, at the same time shows some shortcomings of the theory in respect to a specific historical material. For example, it is noted that in the endogenous factors played the main role in the Turkic Empire formation and the bipolar system appeared only20 years after khaganate proclamation. At the same time the flourishing of military and political power of Turkic peoples was a result of the division of the Celestial Empire into several reigns or crises of Sui and Tan but not of China centralization and increasing of its resources. In the result it is concluded that «the bipolar system» of T. Barfield can only be one of models of nomads and China interactions and has different alternatives.