Hydrogen or hydrogen-containing gas mixture, obtained during the conversion of hydrocarbon fuels, is one of the promising versions of automobile fuel. We used methods of adaptive control to develop multiprocessor control system for gas engine with synthesis gas used as a initiator addition to the gas fuel. We analysed the basic gas engine microprocessor control system and figured out directions of necessary revision of this system. We developed the adaptive rotation frequency regulator of gas engine which ensures optimum parameters of working process and stable work in different modes. We developed microprocessor shared control system for gas engine and on-board synthesis gas generator. The system developed was applied on the automobile «Sobol» with the gas engine «ZMZ-40522» with on-board generator of synthesis gas. The results of the tests of this complex on the motor stand and under the road conditions show significant reduction in the harmful ejections and fuel consumption.
Одним из перспективных вариантов автомобильного топлива является водород или водородсодержащие газовые смеси, получаемые при конверсии углеводородных топлив. В статье рассматривается применение методов адаптивного управления при разработке мультипроцессорной системы управления газовым двигателем внутреннего сгорания, работающего на смеси метана и синтезгаза, используемого в качестве инициирующей добавки к газовому топливу. При выполнении работы по разработке данной системы проанализирована базовая микропроцессорная система управления газовым двигателем, определены направления необходимой доработки данной системы. Разработан адаптивный регулятор частоты вращения газового ДВС, обеспечивающий достижение оптимальных характеристик двигателя и устойчивую работу в различных режимах. Спроектирована и реализована система совместного управления МПСУ газовым двигателем и МПСУ генератором синтезгаза. Практическая реализация разработанных схем и структур проведена на автомобиле «Соболь» с газовым двигателем ЗМЗ-40522 с бортовым генератором синтезгаза. Результаты испытаний данного комплекса на моторном стенде и в дорожных условиях показывают значительное снижение вредных выбросов и расхода топлива.